Памяти неизвестного шедевра. О фильме Ильи Авербаха о боксерах «Аут»
28 октября исполнилось бы 83 года выдающемуся ленинградскому боксеру Геннадию Ивановичу Какошкину. Об одном малоизвестном эпизоде его жизни — в очерке Сергея Князева.
Лет тридцать назад Владимир Иванович Федоров, в ту пору тренер отделения бокса Ленинградского дворца пионеров, рассказал тренировавшимся у него ребятам историю, которую если восстановить и дополнить деталями из других источников, выглядит примерно так.
Владимир Федоров (на заднем плане) и его друзья легенды советского бокса Геннадий Шатков и Альгирдас Шоцикас (первый и второй слева). Фото: из архива К. В. Набутова
В 1967 году будущий знаменитый кинорежиссер, а тогда никому не известный слушатель Высших курсов сценаристов и режиссеров при киностудии «Ленфильм» Илья Авербах снимает свою дипломную работу — короткометражную картину «Восемь девять, аут», где главные роли сыграли Геннадий Какошкин и Виктор Васин. Геннадий Иванович Какошкин, к тому времени уже четырехкратный чемпион Советского Союза, еще продолжал выступать за сборную Ленинграда, но уже готовился уходить из большого бокса, а Виктор Алексеевич Васин, также чемпион СССР, будучи сильно старше Какошкина, уже вовсю работал тренером. По сюжету картины, давно завязавший боксер в исполнении Васина, заглядывает по старой памяти в боксерский зал. Тренер (сколько можно понять, его играл как раз Владимир Федоров) кивает головой на васинскую сумку, откуда доносится характерный бутылочный звон: мол, выпиваешь, друг?
— Да это кефир! — отшучивается боксер.
Видя персонажа Какошкина, вокруг которого строится весь тренировочный процесс, «старый» боксер ревниво интересуется: мол, что это еще за юное дарование.
Тренер отвечает: очень перспективный боец, готовится к важным соревнованиям, сильно рассчитываем на него.
Герой Васина отвечает в том смысле, что “перспективный-то, может, и перспективный, да я его уделаю”.
— Ну что ж, рискни.
Герой Васина переодевается, они с персонажем Какошкина встают в пару, боксируют несколько раундов…
Почетный мастер спорта Геннадий Какошкин. Фото: из архива В. М. Бухарева
Небольшая драматическая деталь: молодой совершенно не предполагал обижать «дедушку», но пропустив жесткий акцентированный удар, начинает рубиться по полной.
«Чтобы все выглядело убедительно, Какошкин даже намеренно подставился под полновесный удар Васина, я видел, что у Геннадия даже немного ноги подкосились, и я понимал, что это не имитация, его действительно болтануло. К счастью, этот эпизод сняли с первого дубля, переснимать не пришлось», — вспоминал Владимир Фёдоров.
«Молодой перспективный» в итоге ожидаемо ставит вышедшего в тираж противника на место, устроив тому хорошую трепку без всяких скидок на возраст. Последние кадры: получив от юного противника наглядный урок бокса, герой Васина идет домой по ночному ленинградскому проспекту. Несмотря ни на что, он счастлив…
«Строго говоря, фильм назывался не «Восемь, девять аут», а просто «Аут», — вспоминает вдова Ильи Авербаха сценарист Наталья Рязанцева, — картина потом попала на международный фестиваль спортивных фильмов в Болгарии, стала лауреатом… Сценария не сохранилось, но его, собственно, и не было. Весь план был у Ильи в голове, что-то он придумывал уже на площадке… При этом это единственный, пожалуй, его фильм, которой он по прошествии лет оставался абсолютно доволен. Усталый проход героя по ночному городу, долгая счастливая улыбка до сих пор стоит у меня в глазах. Это было началом, заявкой своей темы и стиля».
«Фильм этот соответствовал самому характеру Ильи, его внутреннему устройству, — полагает близкий товарищ Авербаха, его однокашник по Высшим курсам сценаристов и режиссеров, знаменитый кинорежиссер Игорь Масленников, известный нам всем прежде всего по сериалу «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (где, кстати, герои, как мы помним, тоже немного боксируют) — он был очень спортивный, азартный, игрок по натуре, большой любитель преферанса, следил за карьерой Кассиуса Клея… Одно время мы вместе работали на Ленинградском телевидении, где Илья делал замечательные репортажи о спорте. Так что в выборе темы и материала не было случайности».
«Поля его рукописей и отдельные листки были заполнены профилем боксера и поднятыми у лица перчатками. Определить, рисует Илья Кассиуса Клея или себя, было трудно», — рассказывала Эйба Норкуте, первая жена режиссера.
Много лет спустя сам режиссер вспоминал в интервью:
— Меня привлекают люди сложно устроенные, с их внутренними поисками, духовной активностью. А впрочем… Моей дипломной работой был фильм о боксерах. Он короткий, всего две части, и играли в нем собственно боксеры. Недавно я вновь случайно посмотрел этот фильм.
— Понравился?
— К старым работам всегда относишься критически. Но это как раз тот случай, когда закралась мысль: может быть, ничего лучше я и не снял?
Ничего удивительно в том, что Илья так ценил эту свою работу, нет, говорит Игорь Кузьмичев, трудившийся редактором на «Ленфильме» в шестидесятые. Те, кто занимался на курсах Козинцева, были уже людьми взрослыми, сложившимися, понимавшими, чего они хотят, с внятной системой ценностей, с жизненным опытом, профессией. Илья Авербах к тому времени закончил медицинский институт, несколько лет работал врачом (что впоследствии вспоминал без всякого удовольствия), потом закончил курсы сценаристов при Госкино. Прекрасно понимая, что, как, для чего он снимает, как эта работа может определить его судьбу, он и выкладывался по полной.
Найти и посмотреть этот фильм, судя по всему, и вправду замечательный, автору этого материала не удалось. Его копий, насколько известно, нет ни в частных архивах, ни на «Ленфильме», ни на телевидении, ни в Госфильмофонде. Можно только догадываться, как выглядел на экране поединок колоритного, добродушного и вместе с тем брутального панчера Васина (которого, кстати, охотно приглашали на небольшие роли работяг, шоферов, тренеров по боксу) и стройного изящного игровика Какошкина, у которых была своя, и весьма драматическая, история отношений в спортивном зале и за его пределами…
Мастер спорта Виктор Васин. Фото: из архива В. М. Бухарева
«С Какошкиным я все три года военной службы стоял в паре — мы были в одной весовой категории, — рассказывает заслуженный тренер РСФСР Олег Кузьмин, — Геннадий Иванович был очень чувствительный боксёр, он не обладал акцентированным ударом, и тем не менее побеждал олимпийских чемпионов шотландца Р. Мак-Таггарта, поляков Я. Щепаньского и Ю. Грудзеня… Про Какошкина шутили, что он выходит на ринг с пробором – и уходит с него с пробором; боксирует так, чтобы не растрепать причёску. Меня всё время Виктор Алексеевич Васин, тренировавший нас, подначивал: «Я думаю, ты гвоздя Какошкину вставишь. Давай…» Это меня воодушевляло, я на тренировках заводился, но, конечно, Геннадий Иванович, никакого «гвоздя» вставить так и не позволил… Когда я однажды на тренировке, работая в паре с Геннадием Ивановичем, попытался провести акцентированные удары, тот не сильно, но довольно ощутимо показал левым боковым, где у меня находится печень: мол, не забывайтесь, молодой человек…»
«Помню, — вспоминает заслуженный тренер РСФСР Александр Зимин, — на каких-то армейских соревнованиях Какошкин меня секундирует, и в перерыве меня представляют: «Занимается под руководством Виктора Васина». Какошкин это услышал и прямо в перерыве боя ревниво мне сказал: «Забываете, у кого тренируетесь!» А я же без всякой задней мысли написал: указал одного тренера, да и хватит, думаю».
Конечно, жаль, что пропал фильм виднейшего отечественного режиссера, замечательный сплав искусства и спорта, ярчайшая страница истории невского бокса, иллюстрирующая весьма драматические отношения его героев… Но можно надеяться, что с развитием искусственного интеллекта и технологий, еще вчера казавшихся фантастикой, а ныне ставших чем-то обыденным, этот шедевр можно будет “пересоздать”: ведь сохранились фотографии его участников, воспоминания друзей и коллег автора, а наша коллективная память хранит дух этого шедевра. В конце концов, история бокса и история кино, полные самых невероятных сюжетов, учат нас, что в жизни нет ничего невозможного. У Бога чудес много.
Виктор Алексеевич Васин (1928—1992) — боксёр первой средней весовой категории (71 кг). Двукратный чемпион (1955 и 1958) и двукратный призёр (1957 и 1959) чемпионатов СССР по боксу, призёр летней Спартакиады народов СССР (1959). За свою тренерскую карьеру подготовил более 20 мастеров спорта СССР. С 1964 по 1986 годы снялся в шести игровых фильмах. Дебют в кино — фильм «Гамлет» Григория Козинцева. Во время Великой отечественной войны — юнга Балтийского флота.
Геннадий Иванович Какошкин (1937—2009) — чемпион СССР 1959, 1960, 1961, 1964 годов в весе 60 кг. Победитель II Спартакиады народов СССР 1959 года. Провёл 335 боев, одержал 302 победы, в том числе 28 боёв (21 победа) в международных встречах. Во время Великой отечественной войны некоторое время находился в фашистском концлагере на территории Литвы.
Илья Александрович Авербах (1934—1986) — кинорежиссёр, сценарист, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976). В 1958 году окончил 1-й Ленинградский медицинский институт имени академика И. П. Павлова. Окончил Высшие сценарные курсы при Госкино СССР (1964, мастерская И. Г. Ольшанского), затем — режиссерские курсы при киностудии «Ленфильм» (1967, мастерская Г. Козинцева). Режиссер 9 полнометражных фильмов.
Благодарим главного редактора журнала “Наш бокс” Галину Ефанова за помощь в подготовке публикации.
0Автор публикации
не в сети 12 часов
osporte.online
0
Комментарии: 0Публикации: 2757Регистрация: 25-02-2019